Главная О проекте Контакты
Добро пожаловать на информационный сервер г.Волгоград!





Экономика в Волгограде

Экономика в Волгограде

Курсы ЦБ

 

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004, 2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (МЕРОПРИЯТИЙ) ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Инвестиционные проекты


Экономика в Волгограде - другие разделы


Структура занятости в отраслях экономики сопоставима со среднероссийской. Наибольшая занятость в промышленности - 22,1 процента, социальной сфере - 20,6 процента, сельском хозяйстве - 16,7 процента.

Анализ среднемесячной заработной платы в отраслях экономики свидетельствует о сохранении проблемы высокой дифференциации заработной платы между отраслями, отдельными предприятиями и категориями работающих. Зарплата в топливной промышленности превысила заработную плату в сельском хозяйстве в 9 раз.

Уровень оплаты труда работников социальной сферы незначительно превысил уровень прожиточного минимума.

В целом за счет взаимодействия всех заинтересованных структур и реального софинансирования мероприятий содействия занятости из различных источников в Волгоградской области сохранена положительная динамика в реализации основных мероприятий по содействию занятости населения и контролю над процессами на регистрируемом рынке труда.

Действует Закон Волгоградской области "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области".

В Волгоградской области формируется комплекс мер, направленных на обеспечение социальной помощи малоимущим группам населения.

Однако сохраняется проблема безработицы, недостаток квалифицированных кадров, низкой заработной платы, предлагаемой работодателями.

Здравоохранение, социальная защита, физкультура и спорт. В Волгоградской области действуют 1413 больничных учреждений. Обеспеченность больничными койками в расчете на 10 тысяч населения - 125 (среднероссийский уровень - 115). Обеспеченность врачами в расчете на 10 тысяч населения по области - 50 (в среднем по России - 47). Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, - 426 единиц, мощность в расчете на 10 тысяч населения - 221 посещение в смену. Действуют 26 стоматологических учреждений и 870 фельдшерско-акушерских пунктов.

Социальная помощь оказывается 21 домом-интернатом для престарелых и инвалидов (взрослых и детей). Действуют 2 реабилитационных центра на 200 мест для детей и подростков.

Осуществляется адресная поддержка социально незащищенных категорий граждан, выплата пособий семьям с детьми из областного и федерального бюджетов.

Развивается социальное обслуживание семьи и детей. Действуют центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты и центры социальной реабилитации детей и подростков. В области действуют 13 центров социального обслуживания населения, 9 домов милосердия и геронтологический центр.

Выполняются мероприятия по поддержке материнства и детства. В отдельных районах дополнительно выделяется адресная помощь из местных бюджетов на единовременную выплату при рождении ребенка, при этом наблюдается увеличение рождаемости.

Улучшена ситуация с детским отдыхом. В области насчитывается 51 детское оздоровительное учреждение на 40 тысяч детей.

Работает 389 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе муниципальных образовательных учреждений гг. Волгограда, Волжского, ряда районов области.

Большое значение придается развитию массовой физкультуры и спорта, проведению спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта, проведению оздоровительных мероприятий среди всех возрастных групп населения.

Однако сохраняется низкое качество услуг здравоохранения из-за отсутствия современного медицинского оборудования, недостатка лекарств. Значительная часть лечебно-профилактических учреждений не оборудована современной инфраструктурой, отнесена к ветхому и аварийному фонду. Недостаточен уровень проведения профессиональных осмотров населения по профилактике и предупреждению онкологических заболеваний, болезней кровообращения. В области функционируют современные онкологический диспансер и кардиологический центр с загрузкой мощностей до 50 процентов из-за высокой стоимости услуг. Отмечается недостаток в специализированных заведениях - детских больницах, диагностических центрах, что не позволяет на ранней стадии выявлять болезни и предупреждать их развитие.

Образование, культура. На территории области действуют 1351 общеобразовательное учреждение, 11 детских домов, 4 специальных (коррекционных) школы-интерната для детей-сирот, 16 самостоятельных государственных и 4 негосударственных высших учебных заведения. Показатели обеспеченности ученическими местами в общеобразовательных школах в расчете на 1 тысячу учащихся превышают среднероссийский уровень.

Действуют 11 театров, 1003 клубных учреждения, 32 музея, 2 художественные галереи, 851 библиотека.

Политика в области образования, культуры направлена на обеспечение равного доступа различных социальных слоев, создание приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг отраслей, улучшение условий образования, культуры.

В ряде районов области сохраняется низкое качество услуг образования, значительная часть помещений объектов образования не оборудована инженерной инфраструктурой или отнесена к ветхому и аварийному фонду, отмечается недостаточная оснащенность учреждений современными информационными технологиями, высокая стоимость содержания учреждений из-за дорогих коммунальных услуг. Городские школы работают с перегрузкой, доля учащихся, обучающихся во вторую смену, составляет 20 процентов против 19 в среднем по России.

Экология и природные ресурсы. Развитие курортно-рекреационного комплекса определяют природно-климатические условия Волгоградской области, которые отличаются сухим жарким летом, мягкими зимами с редкими морозами, наличием обширных водных пространств, пригодных для купания и водных видов спорта, богатых рыбными ресурсами.

В области действуют 7 санаториев, 4 туристических комплекса, более 100 туристических баз, детских оздоровительных и спортивных лагерей, которые расположены в поймах рек Дон, Хопер, Медведица, Терса, Бузулук, Иловля, Чир, акваториях Волгоградского, Цимлянского, Варваровского и Береславского водохранилищ.

Благоприятные природно-экономические условия области способствуют развитию вокруг г. Волгограда и других городов области огромных дачных массивов, постепенно обретающих собственную инфраструктуру, - дороги, магазины, автосервис, а местами и учреждения медицины и образования.

Волго-Ахтубинская пойма, живописные долины Хопра, Медведицы, Дона и других рек стали излюбленным местом отдыха туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, жителей севера, средней полосы России. Эти места славятся рыбной ловлей, сбором грибов и ягод. Интересно их культурное наследие, связанное с казачьими поселениями в этих краях.

В области активно развиваются курортно-рекреационные зоны с созданием мест цивилизованного отдыха для туристов. Приняты законы об особо охраняемых территориях, питьевой воде, регулируются платежи за природопользование.

Образовано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", ведется планомерная работа по созданию цивилизованного отдыха при сохранении уникального природного образования Волго-Ахтубинская пойма. В этом направлении обеспечено межрегиональное сотрудничество в рамках ежегодных Царицынских встреч с органами власти, общественными организациями Астраханской области, Республики Калмыкия.

В Волгоградской области созданы парки "Донской", "Нижнехоперский", "Щербаковский", "Цимлянские пески", сохраняются культурные и исторические памятники, в том числе боевой славы в период Великой Отечественной войны и созидательного труда при возрождении из руин Сталинграда, крупных общенациональных строек послевоенного периода, которые также представляют интерес для туристов.

Приэльтонье - это один из самых уникальных природных объектов не только в области, но в масштабах России. На базе санатория "Эльтон" используются традиционные методы кумысолечения, минеральные источники, целебные грязи. Лечебные свойства рапы и грязей, как установили ученые, не уступают знаменитому Мертвому морю.

Санаторий "Волгоград" обладает уникальными возможностями по санаторно-курортному лечению и послеоперационной реабилитации кардиобольных, оснащен медицинским оборудованием на уровне мировых стандартов и имеет всероссийское значение. Действуют санатории "Качалинский", "Дубовский", "Ахтуба" и другие.

Подписаны межрегиональные соглашения "О сохранении, реабилитации и рациональном использовании природного, исторического и культурного наследия Нижнего Поволжья", "О сотрудничестве по разработке и реализации проекта Национального парка "Волго-Ахтубинское Междуречье", которые способствуют интеграции интересов Волгоградской области и Нижнего Поволжья в глобальный природоохранный и социокультурный процессы. Приняты Декларация о мире и согласии в 21 веке, межрегиональная программа "Наследие Нижнего Поволжья" и концептуальные положения Модели устойчивого развития Нижнего Поволжья. Большая работа ведется по продвижению нового демократического имиджа Волгоградской области как многонационального, миролюбивого региона России - перекрестка цивилизаций.

Природоохранная деятельность является одной из приоритетных в региональной политике. В последние годы наблюдается некоторое улучшение экологической ситуации в основном из-за недозагруженности мощностей промышленного производства. Снижены концентрация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы неочищенных стоков в водоемы. Уменьшилось количество полигонов, свалок технических отходов. Действуют и вводятся новые очистные сооружения, проводятся водоохранные мероприятия, берегоукрепительные работы.

Доля инвестиций на природоохранную деятельность за счет разных источников

Однако, несмотря на принимаемые меры, остается высоким уровень загрязнения атмосферы, воды, почв, что ведет к переводу воспроизводимых ресурсов в разряд невоспроизводимых, особенно в крупных промышленных центрах. Как и в среднем по Российской Федерации, в области значительно сократились и доведены до 0,9 процента в объеме валового регионального продукта инвестиции на обеспечение экологической безопасности, тогда как по международным требованиям этот процент должен быть не ниже 3 - 5 процентов.

Ухудшается качество питьевой воды, что является причиной высокого уровня болезней органов пищеварения, дыхания, крови. Имеет место берегообрушение на Волгоградском водохранилище, реке Волге, в городах и населенных пунктах, которое представляет угрозу жилью.

1.3. Оценка принимаемых мер по повышению уровня социально-экономического развития и улучшению качества жизни населения Волгоградской области

Социально-экономическое развитие Волгоградской области осуществляется в рамках федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

В Волгоградской области активно совершенствуется региональный экономический механизм государственного регулирования. Ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Принимаются меры поддержки промышленности, транспорта, агропромышленного комплекса, малого предпринимательства, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по изысканию резервов пополнения доходов в бюджеты всех уровней и экономии бюджетных средств.

Промышленная политика на региональном уровне определена законом Волгоградской области о региональной промышленной политике, который позволяет предприятиям создавать рабочие места, выпускать необходимую конкурентоспособную продукцию, востребованную на только на территории области, но и в других субъектах Российской Федерации, повышать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Законом Волгоградской области о зонах экономического развития предприятиям предоставляются льготы по налогам на имущество, землю, прибыль, что позволило поддержать сохранение и создание новых производств, предотвратить банкротство предприятий, обеспечить производство необходимой области продукции.

В соответствии с законом Волгоградской области о государственных закупках для бюджетных нужд осуществляется проведение конкурсов с размещением заказов на необходимую продукцию среди предприятий.

Государственное регулирование промышленной политики проводится по направлениям:

реформирование региональной налоговой системы, направленной на увеличение поступлений налогов;

совершенствование кредитной системы, создающей условия для перемещения ресурсов из финансового сектора в промышленность;

создание условий для направления доходов в инвестирование собственного производства;

эффективное управление рынком ценных бумаг;

реформирование и реструктуризация производств, реструктуризация долгов предприятий, адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями в целях стимулирования выпуска ими конкурентоспособной продукции и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

поддержка принятия федерального законодательства о введении рентных платежей на пользование природными ресурсами;

принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих повышение уровня заработной платы.

По лизингу с поддержкой областного бюджета ОАО "Завод тракторных деталей и нормалей" осуществляет поставку оборудования сельхозтоваропроизводителям.

В целях снижения энергоемкости продукции, производимой на промышленных предприятиях Волгоградской области, и повышения ее конкурентоспособности администрацией Волгоградской области совместно с Региональной энергетической комиссией Волгоградской области реализуются мероприятия, вошедшие в федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на период до 2010 года", которая включает также мероприятия по использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.

Обеспечено взаимодействие органов власти и предприятий электронной промышленности путем реализации областной целевой программы "Электронная промышленность - Волгоградской области, Волгограду, России", которая предусматривает производство и поставку для бюджетных нужд вычислительной и телевизионной техники, испытательного и холодильного оборудования, средств связи, приборов контроля за расходованием электрической и тепловой энергии, медицинской и оздоровительной техники, изделий из пьезокерамики и кварца.

Взаимодействие органов власти и крупных бюджетообразующих и социально значимых предприятий осуществляется через соглашения о сотрудничестве.

Региональная политика поддержки транспортного комплекса направлена на дотирование государственных автотранспортных предприятий для провоза льготных категорий граждан, размещение заказа по ремонту автобусов в ОАО "Волгоградский судостроительный завод", обновление автобусного парка. Выделялись средства областного бюджета на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Приняты и реализуются программные мероприятия комплексного развития транспорта Волгоградской области на период до 2012 года, разрабатываются мероприятия по внедрению газомоторного топлива на пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Волгоградской области.

В рамках подпрограммы "Внутренние водные пути России" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 года) ведется реконструкция Волго-Донского судоходного канала.

Региональная политика поддержки сельхозтоваропроизводителей направлена на осуществление государственной поддержки производства продукции животноводства, развития племенного дела, элитного семеноводства, оказание помощи личным подсобным хозяйствам населения в обеспечении подворий кормами, молодняком скота и птицы, в закупке излишков продукции, выращенной в личных подворьях, реализацию программы технического обеспечения сельскохозяйственного производства на условиях лизинга, развития машинно-технологических станций, оснащенных современной высокопроизводительной техникой.

Льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей характеризуется поступлением налогов от отрасли не более одного процента в общих доходах, тогда как объем сельскохозяйственного производства составляет более 26 млрд. рублей.

Сельскохозяйственные товаропроизводители финансируются с поддержкой из федерального и областного бюджетов по программным мероприятиям, направленным на повышение плодородия почв, создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, социальное развитие села, воспроизводство рыбных запасов.

Реализуются программные мероприятия по развитию мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах, внедрению новой технологии выращивания овощей защищенного грунта.

Осуществляется поддержка из федерального и областного бюджетов мероприятий по развитию лесного хозяйства и охране лесов от пожаров.

Для осуществления функций государственного управления агропромышленным комплексом приняты меры по бесперебойному функционированию территориальных органов ветеринарных, мелиоративных служб, инспекций по карантину растений.

Действуют Законы Волгоградской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области".

Поддержка предпринимательства из областного бюджета осуществляется по программным мероприятиям поддержки предпринимательства, а также в рамках программных мероприятий по сельскому хозяйству. Специализированными службами оказываются консультационные услуги предпринимателей. Проводится работа по размещению на малых предприятиях государственных заказов для бюджетных нужд на конкурсной основе.

Действует Закон Волгоградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области".

Инвестиционную деятельность регулируют Законы Волгоградской области "Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области", "О бюджете развития Волгоградской области", "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области", "Об областных целевых программах" и другие, в соответствии с которыми предоставляются льготы предприятиям и организациям области, способствующие стимулированию развития производства и дальнейшему увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетов.

Для поддержки высокоокупаемых инвестиционных проектов в областном бюджете предусматриваются средства бюджета развития. Государственная поддержка социально значимых проектов за счет средств бюджета развития Волгоградской области осуществляется в формах: бюджетных инвестиций, государственных гарантий, бюджетных кредитов (процентная ставка в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на условиях возвратности, платности и срочности.

Перспективные проекты включены в каталог инвестиционных и инновационных проектов Волгоградской области, который постоянно обновляется и широко рекламируется.

Проводимая политика по модернизации жилищно-коммунального хозяйства позволила несколько стабилизировать положение по обеспечению населения качественной и в необходимом количестве питьевой водой, ликвидировать дефицит тепла. В результате выполнения мероприятий достигнута экономия средств до 85 млн. рублей ежегодно при затратах на их реализацию 114 млн. рублей.

На финансовом рынке активно поддерживается развитие кредитной потребительской кооперации, осуществляется взаимодействие с кредитными учреждениями, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, ведется работа по возмещению средств обманутым вкладчикам.

В социальной сфере реализуются с поддержкой на федеральном и региональном уровнях программные мероприятия по борьбе с заболеваниями социального характера, профилактике и лечению артериальной гипертонии, безопасному материнству, развитию образования, развитию информатизации высшего образования, поддержке детей-сирот, одаренных детей, детей-инвалидов. Ведется компьютеризация сети общеобразовательных учреждений Волгоградской области за счет внедрения информационной спутниковой системы.

Действуют Законы Волгоградской области "О минимальной заработной плате", "О государственной адресной социальной помощи жителям Волгоградской области", "О вакцинопрофилактике населения Волгоградской области", "Об образовании", "О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей", "Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области", "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Волгоградской области", "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров".

Правоохранительная деятельность регулируется Законами Волгоградской области "О милиции общественной безопасности", "О добровольных народных дружинах", "О казачьих обществах, принявших обязательства по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области".

На улучшение экологической ситуации направлена реализация с поддержкой из федерального и областного бюджетов программных мероприятий по сохранению лесов Волгоградской области, водных биологических ресурсов и аквакультур, водных ресурсов и водных объектов, обеспечению ядерной и радиационной безопасности с созданием единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, сохранению природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы, геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы на территории Волгоградской области.

Действуют Законы Волгоградской области "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы", "Об охране озера Эльтон", "О создании природного парка "Донской", "О создании природного парка "Нижнехоперский", которые регулируют отношения в сфере организации и охраны особо охраняемых природных территорий регионального и муниципального значения и защищают их от неблагоприятного антропогенного воздействия.

Только в 2002 году валовой региональный продукт составил более 107 млрд. рублей. Отмечался рост промышленного производства на 3,8 процента, сельскохозяйственного производства - на 2 процента, инвестиций в основной капитал - на 3 процента, торговли - на 10 процентов, платных услуг - на 11 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2001 года.

Внешнеторговый оборот увеличился на 5 процентов. Получено иностранных инвестиций в экономику области 67,4 млн. долларов США.

Поступило налогов в бюджетную систему области без единого социального налога около 26,4 млрд. рублей, или в 1,2 раза больше по сравнению с 2001 годом.

Реальные денежные доходы на душу населения в декабре 2002 года составили 113 процентов по сравнению с декабрем 2001 года.

Средняя начисленная заработная плата работающих по области за декабрь 2002 года составила 3900 рублей, или в 1,3 раза больше по сравнению с декабрем 2001 года.

Принимаемые меры позволили получить позитивные тенденции социально-экономического развития экономики в последние годы.

В то же время выявлены слабые стороны развития области, определившие приоритетные направления региональной социально-экономической политики для обеспечения и в дальнейшем позитивных тенденций социально-экономического развития Волгоградской области.

Основные проблемы развития

Оценка социально-экономического развития Волгоградской области и проводимой региональной социально-экономической политики в рамках единого государственного регулирования показывает, что в последние годы в области наблюдается позитивное развитие в экономике и социальной сфере, которое определяет возможность прогнозирования продолжения устойчивого развития в перспективе при учете негативных тенденций и решений отраслевых проблем.

В промышленности, несмотря на рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям. Основными проблемами определены:

высокий износ основных фондов, ослабленный производственный потенциал и низкий технический уровень основных фондов многих предприятий (свыше 60 процентов);

высокая доля энергетической составляющей в экономике;

использование не в полном объеме потенциала минерально-сырьевой базы;

высокие процентные ставки по заемным средствам;

негативное влияние толлинговых схем на развитие территории;

необходимость проведения реконструкции на энергетических мощностях (РЭУ "Волгоградэнерго");

неполная загруженность мощностей тракторного машиностроения;

недостаточные темпы перевода производств на новые виды конкурентоспособной продукции, которые пользуются спросом и обеспечивают повышение доходной части бюджета.

Увеличение налоговых поступлений, улучшение экологической обстановки возможно при модернизации и реконструкции производств предприятий энергетики, топливной промышленности, химии и нефтехимии, черной металлургии, создании новых производств на местном сырье.

На транспортном комплексе важнейшим недостатком является высокий износ основных производственных фондов. Значительная их часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки.

Слабо развита обслуживающая инфраструктура.

Отсутствие контейнерных терминалов в портах Волгограда и Волжского для перегрузки на железную дорогу не позволяет эффективно перераспределять транзитные грузопотоки.

Действующая взлетно-посадочная полоса аэропорта не соответствует международным стандартам.

Растущие объемы грузопотоков требуют реконструкции и строительства автомобильных дорог и придорожного хозяйства как федерального, так и регионального значения, а также переоснащения специализированных автотранспортных предприятий. Сегодня износ подвижного состава грузового автотранспорта составляет 80 - 85 процентов.

Испытывается недостаток в финансировании реконструкции Волго-Донского судоходного канала.

Низкими темпами ведется строительство мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде, который должен стать резервным сообщением при выведении на ремонт Волжской ГЭС.

Особенно остро стоит вопрос обновления автобусного парка, пассажирского автомобильного транспорта.

В агропромышленном комплексе, несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

Основными проблемами определены:

низкие темпы формирования рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, информационных услуг;

наличие излишнего числа коммерческих посредников от производителя продукции до конечного потребителя;

низкая платежеспособность оптовых покупателей сельхозпродукции, использование суррогатных форм взаиморасчетов в хозяйствах;

снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сортовых посевов, поголовья племенного скота.

Негативное влияние оказывает слабая интеграция между производством и переработкой, растущий диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между себестоимостью сельскохозяйственной продукции и ценой ее реализации; общее снижение фондо- и энерговооруженности сельского хозяйства; недостаточное развитие лизинга оборудования и техники.

Наблюдается снижение уровня мелиоративных работ и повсеместная деградация земельных ресурсов (вынос питательных веществ почвы в шесть раз превышает поступление с удобрениями).

При наличии самодостаточной собственной сырьевой базы область ввозит продовольствие из-за рубежа и других регионов.

Сельскохозяйственное производство на современном этапе испытывает острую потребность в разработке новых экологически и экономически обоснованных технологий, базирующихся на более полном использовании агроклиматических и энергетических ресурсов.

Особенно остро встает вопрос обеспечения высокого качества и экологической безопасности мясного, молочного и растительного сырья. Для решения этой глобальной проблемы требуется новый научный подход, базирующийся на создании экологически адаптированных к местным условиям безопасных технологий производства пищевых продуктов питания.

На потребительском рынке уровень развития торговли и сферы платных услуг населению в области отстает от среднероссийского уровня. В регионе крайне низка доля таких видов услуг, как гостиничные и туристические, бизнес, спорт и развлечения.

В секторе малого предпринимательства сохраняются значительные административные барьеры. Доля продукции, производимой предприятиями малого бизнеса, составляет 8 процентов, тогда как по Южному федеральному округу - 13 процентов.

В финансовой сфере, несмотря на то, что ведется работа по развитию кредитования реального сектора экономики с увеличением сроков возврата кредитов, самыми распространенными остаются краткосрочные займы. Сохраняются высокие процентные ставки по заемным кредитам.

Негативным является слабый инструментарий новых финансовых институтов привлечения средств населения в инвестирование малого и среднего бизнеса через негосударственные пенсионные фонды, страховые компании.

В социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве повышение качества предоставления социальных и жилищно-коммунальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной и жилищно-коммунальной сферы.

В Волгоградской области значительная доля ветхого и аварийного фонда на объектах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, испытывается недостаток в специализированных учреждениях здравоохранения, таких, как диагностические центры, детские больницы.

Не обеспечена эффективная работа крупнейших кардиологического центра и онкологического диспансера, тогда как выявленные на ранней стадии заболевания позволяют значительно увеличить продолжительность жизни.

Городские школы работают с перегрузкой, доля учащихся, обучающихся во вторую смену, составляет свыше 20 процентов.

Действующая сеть социально-реабилитационных учреждений для детей, имеющих отклонения в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.

Важнейшей проблемой является социализация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, которым предоставляются условия для благополучной социальной адаптации и преодоления социальной дезадаптации детей, формирования навыков самостоятельного жизнеустройства, труда, профессионального самоопределения, внедрение новых форм экономической социализации, включение в культурную жизнь общества.

Растет стоимость затрат на жилищно-коммунальные услуги, услуги здравоохранения.

Санаторно-курортные зоны имеют низкий уровень обустройства инфраструктурой.

В сфере охраны окружающей среды показатели загрязнения среды остаются значительными. Среди областей Южного федерального округа Волгоградская область лидирует по объему образованных токсичных отходов (49 процентов) и по выбросам загрязняющих атмосферу веществ (40 процентов). В расчете на одного жителя области выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 135 килограммов в год.

В области остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, подземных водных горизонтов, питьевого водоснабжения населенных пунктов. На предельной нагрузке работают введенные в 1975 году очистные сооружения г. Волгограда на о. Голодный (р. Волга).

В результате переполнения наблюдается загрязнение сточными водами пруда-испарителя Большой Лиман р. Ахтубы и ериков Волго-Ахтубинской поймы.

Строительство и эксплуатация Волжского гидроузла привели к изменению режима водообеспечения рукава р. Ахтубы и проблемам питьевого водоснабжения населенных пунктов.

В результате наполнения Волгоградского водохранилища происходит интенсивное изменение береговой линии. В зону обрушения попали 28 населенных пунктов, в том числе и г. Камышин. Разрушены жилые дома, где проживают в основном пожилые, малообеспеченные люди.

Донные отложения в водохранилище аккумулируют в себе загрязняющие вещества. В результате идет вторичное загрязнение воды. Наносится вред рыбным запасам. С 1965 года вылов рыбы в водоемах Волго-Ахтубинской поймы в пределах Волгоградской области снизился в 10 раз. Под угрозой оказались ценные породы рыб - осетровые и белорыбица.

Анализ позитивных и негативных факторов социально-экономического развития Волгоградской области позволил выявить проблемы в развитии региона, на решение которых должны быть направлены усилия органов власти и хозяйствующих субъектов на период до 2010 года.

[5] < Назад

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Страница 7


Погода

Яндекс.Погода







Реклама

ИнфоВолгоград – Волгоград в Интернете. 2004-2010г