Главная О проекте Контакты
Добро пожаловать на информационный сервер г.Волгоград!





 

Состояние и перспектиыв развития дошкольного образования в г. Волгограде

Крылова Мария Ивановна,
Заместитель начальника Управления образования
Администрации г. Волгограда

В системе дошкольного образования г. Волгограда насчитывается 292 образовательных учреждения, которые посещают 38000 детей, что составляет 51% от проживающих в городе. В системе трудится более 5 тысяч педагогов и столько же обслуживающего персонала. Потребность в устройстве детей в ДОУ города полностью удовлетворена. Произошедшие за последнее время политические и экономические изменения в нашем обществе негативно сказались на дошкольном воспитании. В условиях спада производства, резкого снижения темпов сельского хозяйства, обнищания социальной сферы, безработицы именно дошкольное детство оказалось самым незащищенным. Экономические трудности повлекли за собой попытки закрытия и перепрофилирования ДОУ, незаконного отчисления детей из детских садов, требование предприятиями полного возмещения затрат на содержание детей за счет родителей. Все это привело к уменьшению количества ведомственных ДОУ и снижению контингента детей в дошкольных учреждениях. Около 4 тысяч детей нашего города оказались вне стен ДОУ только из-за бедственного положения семей. Однако, система в городе в целом сумела противостоять распаду и не только сохранить, но и увеличить число муниципальных ДОУ за счет передачи ведомственных в муниципальную собственность. Этому способствовали скоординированные действия городского управления образования и органов местного самоуправления, тесного взаимодействия разных сфер: социальной, культурной, медицинской, педагогической. С 1990 года сеть муниципальных ДОУ увеличилась на 106 единиц и на сегодня составляет 252 учреждения управление повышением квалификации.

Динамика передачи ведомственных учреждений в муниципальную собственность выглядит следующим образом:

 

Год
ДОУ
в них детей
1990
140
20016
1991
139
19601
1992
145
19414
1993
156
20759
1994
169
22173
1995
186
23307
1996
200
23697
1997
246
27345
1998
252
28000

Как видно из таблицы, почти половина ДОУ передана муниципалитету в 1997 году, что, естественно, повлекло за собой значительное увеличение затрат. Затраты на образование в целом в бюджете города в 1997 году составили 21,1%. Доля городского бюджета в ДОУ - 24%. Расходы на одного ребенка в год в среднем составили 4200 рублей, в том числе по районам: Красноармейский - 5750 руб., Кировский - 3100, Советский - 5875, Ворошиловский - 5700, Центральный - 3320, Дзержинский - 3637, Краснооктябрьский - 3870, Тракторозаводский - 2500.Плата за содержание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ (20% затрат на содержание), но с учетом предоставления льгот для социально незащищенных семей доля родительских средств не превышает 15%. Льготами пользуются многодетные семьи, одинокие родители, опекуны, инвалиды. Полностью освобождены от платы за содержание в ДОУ родители детей, посещающих специализированные детские сады, сеть которых в городе постоянно растет. В городе функционирует 4 ДОУ и 1 "детский сад-школа" для детей с нарушением зрения; 2 - с нарушением слуха; 6 - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5 - с туберкулезной интоксикацией; 1 - с нарушением интеллекта; 114 спец. групп для детей с нарушением речи. Содержание одного ребенка в специализированном ДОУ для города обходится от 9400 до 17300 рублей в год. Основные направления и перспективы развития системы образования в городе определены "Региональной программой развития системы образования г. Волгограда", где четко сформулированы принципы муниципальной политики в сфере дошкольного образования:
  • максимальное сохранение сети дошкольных учреждений и ее образовательного потенциала;
  • адаптация к новым социально-экономическим условиям через дифференциацию сети и диверсификациюсодержания;
  • децентрализация управления учреждениями образования;
  • социальная защита семьи и ребенка.

В соответствии с городской программой проведено организационно-правовое оформление муниципальных образовательных учреждений и их лицензирование, упорядочена система управления образованием в г. Волгограде, что юридически закреплено Постановлением администрации№ 155 от 18.03.96г., где:

  • определен учредитель всех МОУ - городское управление образования;
  • утверждено Положение о разграничении компетенции в области образования между администрацией Волгограда и его районами.

В итоге на 1.09.97г. все ДОУ города имеют Уставы, зарегистрированы и получили лицензии на право ведения образовательной деятельности. В порядке эксперимента МО РФ 6 ДОУ прошли аттестацию и имеют государственную аккредитацию. Структура управления в городе за последнее время не претерпела значительных изменений. В городе 8 районов, в каждом сохранились отделы образования и должности методистов по дошкольному образованию. В городском управлении (ГУО) - заместитель начальника по дошкольному воспитанию, инспектор и в новационно- педагогическом> центре ГУО - методист по дошкольному воспитанию. С учетом инфраструктуры города и его географического расположения такая структура управления образовательными учреждениями, на наш взгляд, себя оправдывает, а Положение о разграничении компетенции в области образования между администрацией города и его районами исключает дублирование. Развитие коллегиальных, демократических форм управления дошкольным образованием и координация деятельности государственных и общественных структур осуществляется через городской научно-методический совет по дошкольному воспитанию.В городе уделяется серьезное внимание созданию условий для развития новых направлений в содержании образования и личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.Ориентированность на обеспечение полного комплекса образовательных услуг населению, предоставление семье возможности выбора форм и методов воспитания ускорили процесс появления на базе ДОУ новых образовательных моделей: прогимназий, школ раннего развития, "детских садов - школ", групп подготовки детей к школе. В практику работы 70 ДОУ внедряются вариативные программы нового поколения "Радуга", "Развитие", "Юный эколог", "Детство" и др. На базе 10 ДОУ функционируют экспериментальные площадки. Но самое главное изменение заключается в переориентации воспитателей с педагогики воздействия на педагогику взаимодействия, в стремлении видеть в ребенке личность, уважать его права, всерьез относиться к его проблемам.При явном многообразии видов ДОУ общим для всех является минимальный или базовый стандарт услуг ДОУ. Это:

  • создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение физического, интеллектуального, социально-нравственного, эстетического развития и эмоционального благополучия;
  • осуществление коррекции развития.


В городе сложился опыт коррекции речевых нарушений у всех нуждающихся детей, что включено в базовый стандарт услуг ДОУ. В 1991 году городским управлением образования проведена рационализация сети специализированных групп для детей с нарушением речи: в ДОУ оставили группы только для детей с тяжелыми нарушениями (общее недоразвитие речи, дизартрия, заикание), а остальные сократили. За счет высвободившихся средств ввели должности логопеда в каждое ДОУ из расчета 0,25 ставки на 2 группы детей дошкольного возраста. Внесли коррективы в функциональные обязанности логопедов, сориентировав их на профилактическую работу с детьми и консультативную с родителями. Поиск рациональных путей реабилитации детей-инвалидов и интеграции их в общество осуществляется совместно с итальянской ассоциацией "Папа Джованни XXIII" на базе экспериментальной площадки ДОУ № 38 Центрального района по проблемам "Воспитание детей-инвалидов в условиях общеразвивающего детского сада". Функционирование системы дошкольного образования в новых социально-экономических и государственно-политических условиях должно быть подкреплено нормативно-правовой базой, а она сегодня, к сожалению, несовершенна:

  • не разработаны Положения о видах ДОУ и штаты к ним;
  • на государственном уровне не утвержден минимальный или базовый стандарт услуг ДОУ;
  • не разработан норматив финансирования на 1 ребенка;
  • нам кажется, что плата родителей за содержание детей также должна быть пересмотрена и строго дифференцирована в зависимости от уровня оказываемых родителям услуг.

Это позволило бы улучшить финансовое положение ДОУ, которое на сегодня крайне неудовлетворительно. Бюджетное финансирование ДОУ города на 1998 год утверждено на 50% от потребности, а фактическое исполнение за прошлый год составило 30%. Выделяемые средства на питание детей позволяют выполнить натуральные нормы лишь на 60%, что естественно отрицательно сказывается на детской заболеваемости. В бюджете совершенно отсутствуют статьи расходов на ремонт, оснащение оборудованием и инвентарем, игрушками и пособиями. И если наши ДОУ еще находятся в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии, то это благодаря изобретательности руководителей, умению работать со спонсорами и привлечению внебюджетных средств.В городе имеются примеры перевода дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность. И опыт их работы дает положительные результаты. Какие же?

1. Более эффективно расходуются бюджетные средства.

2. Значительно сократились платежи за коммунальные услуги за счет более точного учета и экономного расходования воды, тепла, электроэнергии.

3. Улучшился ассортимент и повысилось качество питания детей за счет приобретения продуктов питания по более низким ценам.

4. Активнее привлекаются внебюджетные средства. Так по ДОУ № 307 их сумма за 1997 год составила 14 тыс. Полученные средства расходовались на приобретение оборудования, оплату питания и стоимости проезда сотрудников.

5. Более рациональной стала организация труда, что позитивно сказалось на качестве работы коллектива. Дошкольное учреждение, являющееся лучшим в регионе, в порядке эксперимента Министерством образования РФ ДОУ № 307 аттестовано на 11-ю категорию и имеет государственную аккредитацию. Коллектив дошкольного учреждения самостоятельно определяет набор дополнительных услуг для родителей. На сегодня это:

  • обучение иностранному языку;
  • аэробика;
  • система оздоровительной работы с детьми;
  • художественно-эстетическое воспитание;
  • обучение чтению.

Однако, широкого распространения финансовая самостоятельность в ДОУ города не получила. На это имеются объективные причины:

  • нестабильное и заниженное финансирование;
  • недостаточные экономические знания у руководителей ДОУ из-за отсутствия специальной литературы по данному направлению работы;
  • отсутствует система подготовки бухгалтерских кадров с учетом специфики работы ДОУ;
  • не проработаны рычаги экономического стимулирования руководителей, рационально расходующих бюджетные средства;
  • не отрегулированы межведомственные отношения между различными отраслями в вопросах функционирования системы дошкольного образования.

Система дошкольного образования претерпевает сложные, во многом противоречивые, но неизбежные и необходимые преобразования. Работники нашей сферы делают очень многое для адаптации ее к новым социальным, экономическим и политическим условиям. Но, согласитесь, они не должны решать вопросы своего полного ресурсного обеспечения. Это – забота государства.


Погода

Яндекс.Погода







Реклама

ИнфоВолгоград – Волгоград в Интернете. 2004-2010г