Главная О проекте Контакты
Добро пожаловать на информационный сервер г.Волгоград!





Работа

Обзор рынка труда офисного персонала. Октябрь 2003


Анна Несмеева


Офисные вакансии традиционно считаются наиболее распространенными на рынке труда. Действительно, чем бы ни занималась компания, трудно предположить, что она сможет обойтись в своей работе без персонала, обеспечивающего жизнедеятельность офиса.

Со стороны соискателей офисные вакансии также одни из наиболее запрашиваемых. Объяснение простое. Вакансия секретаря или офис-менеджера представляется многим молодым специалистам реальным шансом трудоустроиться. Для новичка такая работа - возможность получить навыки и опыт, сделать карьеру в одном из отделов компании или перейти в другую фирму на более престижную позицию. Студенты традиционно подрабатывают в качестве вспомогательного офисного персонала. Между тем работодатель, принимая на работу молодого специалиста, попадает в двухтактную ловушку. С одной стороны, ему необходим человек, знающий делопроизводство, хорошо владеющий офисными программными приложениями, знающий навыки делового этикета и имеющий хотя бы базовые знания иностранного языка, с другой - он не готов платить много, будучи избалованным избытком предложений от кандидатов. И как следствие, такое положение дел приводит к высокой текучести кадров по этим позициям, а квалификация офисного персонала остается низкой. Сегодняшний рынок офисных специалистов крайне неоднороден и имеет два четких сегмента: высококвалифицированные сотрудники, зарплаты которых вполне сравнимы с уровнем зарплат среднего менеджера, и "новички", не обладающие необходимыми навыками и умениями, но готовые работать за минимальную плату (до 75% вакансий на рынке офисных работников приходится на низшую и среднюю ценовые группы).

Тем не менее с ростом офисной и общей корпоративной культуры формируется общий стандарт требований к секретарю. У работодателей растет понимание того, что и на этой позиции необходим опытный профессионал. Недаром в последние годы большим спросом стали пользоваться кандидатуры 25-35 лет, с высшим образованием, имеющие семью и детей.

Однако мир офисных специалистов не ограничивается лишь секретарями. За последние годы четко обозначились на рынке труда такие позиции, как офис-менеджер, секретарь-референт, администратор, специалист по работе с архивами, специалист call-center (оператор на телефоне), личный помощник руководителя, переводчик и, наконец, вершина офисной иерархии - руководитель канцелярии/секретариата. Эта позиция, появившаяся на рынке труда не так давно, характерна для крупных разветвленных компаний, часто имеющих в своем составе отдельный секретариат или канцелярию. Идеальная кандидатура на эту должность, сочетающей в себе управленческие и хозяйственные задачи, - человек с опытом работы в таких местах, как протокольные отделы посольств и министерств, а также с опытом руководства секретариатом крупного ведомства.

Несколько слов о переводчиках. Данная позиция, пережившая расцвет в начале 90-х годов, когда по всей стране открывались совместные предприятия, сегодня как офисная специальность тихо угасает. При условии постоянной работы с иностранными партнерами сегодняшний работодатель стремится нанимать основной персонал уже со знанием иностранного языка. Большая часть переводчиков нашли себе пристанище в области переводов технических и художественных текстов (издательства), в преподавании или получили второе образование помимо знания иностранного языка.

Итак, говоря о специфике рынка труда офисных сотрудников, можно выделить три главные особенности:

в целом завышенные требования работодателей к кандидатам на офисные позиции и одновременно их неготовность достойно оплачивать труд высоко квалифицированных претендентов;
переизбыток на рынке неквалифицированных кандидатов на позиции секретарей/офис-менеджеров;
высокая текучка кадров в этом сегменте рынка и как следствие - дефицит опытного персонала.



Елена Орехова, консультант, компания АНКОР

Административные позиции, к которым относятся офис-менеджеры, административные директоры, менеджеры/специалисты в области управления персоналом, секретари-референты, секретари приемной и т.д., занимают в портфеле вакансий АНКОРа традиционно большую долю - 14% всех заказов, поступивших в 1-м полугодии 2003 г.

По нашим данным, оплата труда сотрудников административных отделов за год повысилась в среднем на 18%. Наиболее существенный рост был характерен для зарплат опытных офис-менеджеров. Оплата же труда рядовых административных специалистов либо не изменилась, либо несколько скорректировалась в сторону понижения. Так, базовый оклад секретаря приемной упал на 7% - с 573 до 535 долл. Это связано прежде всего с тем, что большинство компаний существенно понизили уровень требований к данным специалистам. Например, наличие "опыта аналогичной работы" теперь не обязательно.

Требования к кандидатам на административные позиции варьируются в зависимости от компании и конкретного предложения. Однако есть стандартный набор навыков, обязательных практически для всех специалистов в этой области, например, владение компьютерными программами (Word, Excel, Power Point), знание английского языка, опыт административной работы, коммуникативные навыки. Наиболее специфические требования предъявляются к офис-менеджерам. Здесь высоко ценится опыт "конкретных действий", например организации переезда в другой офис, курирования работы водителей/курьеров и т.д. В последнее время немного подкорректировались ожидания работодателей в отношении личных ассистентов. Большинство компаний хотят видеть на данной должности зрелых опытных людей с "умеренными амбициями", т.е. ориентированными на продолжительную стабильную работу в качестве помощника руководителя.

Есть в области подбора административных сотрудников и некоторая отраслевая специфика. Речь идет об определенном стиле поведения, который приветствуется или принят в компаниях того или иного сектора. Например, административные сотрудники банков, финансовых и страховых компаний, как правило, более формализованы и консервативны. Административные же специалисты компаний сектора ТНП, наоборот, более открыты и общительны.

Елена Булкина, агентство "А-Класс - Рекрутмент", сеть "Метрополис"

Согласно нашим наблюдениям, для 1-й половины 2003 г. было характерно общее ужесточение требований к офисному персоналу. Это выразилось и в четких ограничениях по возрасту кандидатов (работники офиса старше 35 лет имеют минимальные шансы найти новую работу через кадровое агентство), и в ужесточении требований к прописке в Москве (особенно в крупных и западных компаниях), и в общем повышении запроса к коммуникативным качествам сотрудников офиса. Сегодня на рынке ценятся опытные специалисты, и служащие офиса не составляют исключения. Так, зарплата сотрудников, владеющих иностранным языком, продолжала расти. Большое значение придается опыту работы в определенных сферах бизнеса, специализации. Новой чертой последнего времени стало то, что стартовые позиции с минимальной оплатой заполняются в основном иногородней молодежью.

Стандартные требования к офисному персоналу сегодня:


высшее образование;
навыки работы на персональном компьютере (весь пакет MS Offiсe, Internet);

навыки работы с офисным оборудованием: принтеры, факсы, копировальная техника, мини-АТС и т.д.;
знание бизнес-этикета;
для иностранных компаний - владение иностранным языком.
Есть специфика и для отдельных вакансий. Так, секретари отделов должны хорошо ориентироваться в особенностях работы отдела и хорошо знать документооборот и делопроизводство. От офис-менеджеров ожидают в первую очередь навыков управления техническим персоналом: курьерами, телефонистами, секретарями, уборщицами, поварами. Возраст этих сотрудников предполагается более солидный - до 40 лет.
Практически все кандидаты (за исключением профессионалов с опытом работы 7-10 лет) считают данные позиции промежуточным этапом в карьере и всегда интересуются перспективами роста в компании. Однако необходимо понимать, что перспективы вертикального роста возможны только в небольших компаниях. В крупных же фирмах предпочитают нанимать такой персонал именно в административный отдел и не рассматривают их в качестве будущих сотрудников других отделов, или же приглашают их на условиях аутсорсинга.

В целом ожидания кандидатов по доходам на 100-300 долл. выше того, что предлагают работодатели. Последние же часто грешат тем, что выдвигают требования, неадекватные зарплате и уровню позиции. Вот пример, который прекрасно иллюстрируют эту тенденцию. Вакансия - секретарь в отдел маркетинга. Обязанности: документооборот, визы, билеты, сбор документации в области маркетинга. Требования: опыт работы специалистом в отделе маркетинга компаний, продающих аналогичную продукцию, отличное знание продукта.

Для агентства это патовая ситуация, поскольку заказчик не берет квалифицированных секретарей без специальных маркетинговых знаний, а специалисты по маркетингу не идут на понижение статуса и сферы компетенций.

Наталья Опарина, руководитель системы 911, "Топ-Менеджмент Консалтинг"

Согласно нашей практике, среди офисных специалистов наиболее распространены вакансии секретаря на ресепшен, персонального ассистента и офис-менеджера.

Типичные требования к секретарю на ресепшен: опыт работы от 1 года, пол и возраст не имеют значения. Однако на практике все кандидатуры - женщины 20-25 лет, образование среднее специальное, незаконченное высшее или высшее, знание ПК на уровне пользователя. В 40% вакансий встречается требование "знание иностранного языка". Зарплатная вилка по этой позиции составляет 200-600 у.е. В 80% вакансий предлагается оклад, иногда премии; социальный пакет зависит от политики компании. В 15% позиций оплата 200-300 у.е. и минимальные требования к образованию и опыту работу. В основном это заявки от мелких и средних российских компаний. Больше половины вакансий (61%) предлагают оплату 300-500 у.е. В основном это крупные российские компании и зарубежные фирмы. Требования к кандидату становятся жестче и включают высшее образование, владение иностранным языком и хорошее знание ПК. Четверть заказов приходится на фирмы, предлагающие оплату 500-600 у.е. В основном это крупные российские и зарубежные компании, занятые в сфере услуг, производства и продаж. Требования высшего образования и разговорного иностранного языка становятся обязательными, и появляются навыки управления офисом и организаций поездок сотрудников.

Персональный ассистент - следующая по иерархии офисная должность, которая предполагает большую оплату, чем работа секретаря, но и требования к соискателю становятся значительно выше. Так, персональный ассистент должен иметь опыт работы от 1 до 3 лет; 74% позиций имеют ограничения по полу (женский); возраст от 22 до 30 лет; высшее образование; знание иностранного языка необходимо в 71% случаев. Дополнительные требования: аналитические способности, организованность, ответственность, стрессоустойчивость. Основные обязанности: организация рабочего дня руководителя, решение административных вопросов, подготовка информационных материалов, контроль исполнения поручений руководителя. Зарплатная вилка по этой позиции - от 300 до 2500 у.е. Небольшие российские торговые компании, ищущие персонального ассистента и предлагающие оплату в пределах 300-400 у.е., составляют 19% заказов. Обязанности сотрудников больше соответствуют работе секретаря и лишь частично персонального ассистента. Почти половина (46%) вакансий приходится на средние и крупные производственные, торговые компании, а также занятые в сфере услуг. Добавляются обязанности по организации рабочего времени руководителя, администрирование встреч и совещаний. Зарплатная вилка - 400-700 у.е. Больше готовы платить крупные зарубежные компании - 19% заказов. Они предлагают кандидатам оплату 700-1000 у.е. На этой позиции от кандидата требуется знание управленческого учета и работа с пресс-службой компании. Наконец, высшую ставку 1000-2500 у.е. предлагают крупные российские производственные компании - 16% заказов. На этой позиции от сотрудника ожидают высокой самостоятельности, аналитических способностей, умения ставить и решать задачи. Фактически такой ассистент работает в качестве приближенного менеджера по административным вопросам.

Офис менеджеры.Требования к кандидатам на данную позицию: опыт работы от 2 - 3 лет, высшее образование, возраст 25 - 40 лет, знание делопроизводства. При запросе от иностранных компаний, где эта вакансия распространена требуется знание иностранных языков. Суть позиции офис-менеджера по-прежнему заключается в обеспечении жизнедеятельности офиса. То есть в контроле работы секретарей, водителей и технического персонала. Обеспечение делопроизводства. Организации и контроле поставок хозяйственных и канцелярских товаров, обеспечении работы оргтехники, бытовой техники и электроники офиса. Так же в обязанности офис менеджера входит обработка корреспонденции, распределение звоноков мини АТС и работа с документами компании.

Назад


Погода

Яндекс.Погода







Реклама

ИнфоВолгоград – Волгоград в Интернете. 2004-2010г